Назад к списку

Зимний поход к подножью Белухи (1-я часть)

Всем привет!

7 января в День Рождества Христова мы прибыли на базу Высотник в селе Тюнгур республики Алтай. Ехали от Новосибирска в этот раз очень долго - 17 часов, летом такая дорога занимает 10-12 часов. Однако сейчас зима и дорога на трассе Барнаул-Бийск оказалась трудной - трасса была ледяной, пришлось держать скоростной режим и ехать не быстро =)

По приезду в село Тюнгур разместились на базе «Высотник». Встретили нас очень тепло и радушно - горячий травяной чай и плотный ужин, знакомство с гидами-инструкторами Иваном и Константином. Ребята оказались очень интересные и позитивные. Вообще, весь персонал гостиницы, включая директора и основателя Анатолия Евгеньевича Миничкина и его супругу оказались очень милыми и доброжелательными. О профессионализме в отрасли можно и не говорить - с начала 90-х эти люди занимаются туристическим бизнесом.

На следующее утро мы проснулись, плотно и вкусно позавтракав и подобрав лыжный инвентарь по размеру, принялись за тренировку! Мы всей командой выдвинулись со снегоходом на близлежащие поля и склоны, чтобы освоить технику предстоящего передвижения на лыжах в рамках похода. Тренировка заняла пару-тройку часов и прошла успешно - все участники "сдали экзамен". Мы опробовали езду за снегоходом, держась за трос, в разных направлениях, вверх в гору. Также изучили подъем в гору с надетыми на лыжи камусами и совершили несколько спусков с горы.

На следующий день, 9 января группа в составе 7 человек выдвинулась. Поначалу ехалось было странно - ведь предстояло преодолеть еще 30-40 километров пути до высокогорной базы Аккем, держась за трос, прицепленный к снегоходу. Первые "сложности" начались на спуске с ближайшего перевала Кузуяк. Я, как не особо умеющий кататься на горных лыжах, был взволнован затяжным спуском и с трудом контролировал съезд, без падений вовсе не обошлось! =). Оказалось сложновато, но ничего, справились. Для удобства гиды соорудили нам специальные увесистые палки, с помощью которых мы тормозили и держали равновесие.

После спуска мы выехали к стоянке "Три березы", куда в летнее время привозят туристов вездеходы, т.к. дальше дороги для транспорта не существует - только пешком. В нашем же случае ситуация выигрышная - мы продолжаем двигаться за моторизированной техникой дальше - по руслу реки Аккем.

Аккем зимой замерзает на 70-80%, ставляя живописные полыньи. Наша дорога петляет, то и дело пересекая реку по самодельным мостикам. Ведь целый месяц ребята трудились ежедневно - выезжали и прокладывали путь, делали укрепления и мосты, прорубали лес. Надо сказать, колоссальный труд! Таким образом мы проехали еще 15 километров. Дорога изумительной красоты. В летнее время там никого из людей не бывает, так как пешая тропа находится за восточным склоном ущелья. Особенно впечатлил каньон - ущелье длиною 2-3 километра, где летом яростно бушует Аккем.

Итак, после плотного перекуса на отметке 28 километров нам сообщили, что далее дорога не пробита и придется идти на лыжах вверх по руслу реки. Нашего туриста девочку забрали на встречном снегоходе, прибывшем с метеостанции Аккем, согласно договоренности. Дорога-таки была проложена и со стороны Белухи, но участок в 3-4 километра всё же остался нетронут.

С нами вышел в путь гид Иван, чтобы идти дальше на лыжах пешком. В это время другим ребятам предстояло пробить оставшийся участок на снегоходе. Мы взяли рюкзаки с прицепа с вещами первой необходимости и выдвинулись. Тем временем вечерело, и солнце начало стремительно скрываться. Через час ходьбы остались только при сумерках, еще через 40 минут окончательно стемнело. Мы надели налобные фонарики.Путь проходил преимущественно по лесу, по проложенной снегоходом колее. Наклон в гору (разность высот 500 метров за 10 км пути) неоднородный - то и дело спуски-подъемы 5-7 метров, что не прибавляло сил =)).

На отметке, когда до базы оставалось 10 км у брата Димы окончательно ноги натерли ботинки и ему пришлось переобуться в "дутыши"(охотничья обувь, типа калош) и продолжить путь пешком! Именно следующий участок мы запомним на всю жизнь.

Сил к тому моменту по ощущениям осталось процентов 10, а нам еще предстояло идти и идти...Идешь, отдыхаешь, идешь, отдыхаешь. Поначалу сил хватало на 20-30 мин непрерывной ходьбы, потом на 15, потом на 10, а потом - максимум на 5. Один раз, плюхнувшись на бок в снег я чуть не уснул. Хотелось пить и есть. Это была настоящая борьба с организмом за выживание! Благо, с собой зацепил немного кураги и орехов - это помогало каждый раз восстанавливать силы хоть по-немногу.

В одном из привалов я услышал отдаленный звук мотора - потом прислушался и понял, что это уже мерещится. Так быстро догнать нас вторая часть группы по логике не могла. Но да, мой слух меня не подвел, уже через 20 минут нас догнал снегоход с прицепом и забрал, зацепив нас за трос. В тот момент я благодарил всевышнего за то, что это наконец-то свершилось. В тот момент ты чувствуешь, что такое жизнь и понимаешь, как ты её любишь.

В итоге путь до целевой точки занял у нас 12 часов. Какое же это было удовольствие выпить горячего чаю, покушать, и лечь в кровать. Сон в эту ночь был по-настоящему крепким и здоровым. Еще 2-е суток нам предстояло жить в этой высокогорной локации, осуществлять радиальные выходы - в долину реки Ярлу и к подножью Белухи. Но об этом мы расскажем Вам в следующем посте.